15 июля 2025, 13:53

Андрей Воронов-Оренбургский: Путешествие в прошлое, чтобы понять настоящее

В мире, где настоящее кажется зыбким, а будущее — туманным, обращение к истории становится не просто интеллектуальным упражнением, а насущной потребностью. Именно этот путь выбрал для себя Андрей Леонардович Воронов-Оренбургский — российский писатель, сценарист и драматург, чьё творчество стало мостом между ключевыми эпохами прошлого и острыми вопросами современности.

Его романы — это масштабная панорама, охватывающая столетия: от Древней Руси и битвы на Калке в «Яром оке» до трагедий Кавказской войны в «Железном походе» и полей сражений Великой Отечественной войны в отмеченном наградами романе «Воин».

Творческий путь писателя сам по себе отражает большой культурный сдвиг. Начав в 1980-е как драматург, в переломные 90-е годы Андрей Воронов-Оренбургский совершил осознанный переход к исторической прозе. Было ли это бегством от хаоса современности, поиском «твёрдой почвы под ногами» в мире, где всё уже известно и завершено? Или, наоборот, острой необходимостью найти в прошлом ключи к пониманию настоящего?

Сегодня, когда интерес к исторической прозе переживает новый всплеск, а прошлое становится полем для идеологических битв, этот разговор приобретает особое значение. В этом интервью Андрей Воронов-Оренбургский расскажет о том, почему путешествие в прошлое так важно для настоящего, как найти баланс между героическим эпосом и «окопной правдой» и какую роль литература играет в битвах, которые, по его убеждению, «выигрываются в умах».

— Андрей Леонардович, ваш творческий путь сам по себе является отражением большого литературного тренда: в 1990-е годы вы перешли от драматургии к прозе, обращённой своей тематикой к истории. Это было время слома эпох, когда будущее казалось туманным, а настоящее — зыбким. Был ли ваш уход в историю — в мир Русской Америки, Кавказской войны — своего рода личным творческим убежищем, попыткой найти твердую почву под ногами? Или, наоборот, вы чувствовали острую необходимость именно в тот переломный момент искать в прошлом ответы на вопросы, которые ставила современность?

— И то и другое. В период смутного времени обращение к «истокам», выверенным историей принципам помогает не потерять себя в водовороте мало понятных современнику событиях. Важно при любых обстоятельствах, какие бы они не были тяжёлыми и искушающими душу, не изменять основополагающим принципам, помнить «что такое хорошо и что такое плохо»!

С другой стороны обращение к прошлому помогает выстоять читателю и мужественно встретить мутный вал невзгод, под напором которого многие потеряли веру, нравственные ориентиры и, даже несмотря на коммерческий успех, претерпели нравственную деградацию.

Мои книги это как спасательный круг — они призывают вопреки всем обстоятельствам держаться, верить и сражаться. Мы должны быть достойны наших предков — они смогли и мы сможем!

— Как вы считаете, сегодняшняя волна популярности исторической прозы — это эхо тех же поисков, что вели вас тогда, или у нее уже совершенно другие, новые причины?

— Если вы зайдёте в книжный магазин, то увидите, что львиная доля изданий носит чисто развлекательный характер: «попаданцы», фэнтэзи, детективы и любовные романы. Однако драматический накал событий в мире, который мы все видим, слом устоявшихся норм миропорядка и очередное противостояние России «цивилизованному миру» звучат как грозное предупреждение в преддверии надвигающегося шторма. Уже на Западе забыты все ранее воспеваемые демократические нормы, уже там для многих слово «русский» равнозначно вердикту — враг, уже планируются — на ближайшие годы! — всеобъемлющие военные компании, нацеленные на сокрушение России с последующим расчленением страны и захватом всех её ресурсов.

В свете этих событий несомненно многие вместо развлекательных пустышек обратятся к более серьёзной, содержательной литературе. Это закономерно прогнозируемый результат.

Не сможет крепко стоять дом, когда внутри разлад и нет единства. Следует помнить, что главные битвы выигрываются не на полях сражений, а в умах. И мы к этому должны быть готовы!

— Вы начали свой творческий путь как драматург, но в переломные 1990-е годы сделали осознанный выбор в пользу прозы. Скажите, что стояло за этим решением? Было ли это желанием уйти от сложной и непредсказуемой современности в мир прошлого, где все уже известно и завершено? Или, наоборот, вы видели в прошлом ключ к пониманию того, что происходило со страной в настоящем?

— В первую очередь уход из драматургии вызван тем, что успех на этом пути зависит от целого ряда неподвластных автору обстоятельств. Чтобы пьеса вышла на подмостки и обрела свой голос необходим, как минимум, театр режиссёр, артисты и многое, многое другое. Книга — это наиболее демократичный, быстрый путь к сердцам читателей.

Книга позволяет без всяких скидок на бюджет театра или кинопроизводства, повести читателя в самые увлекательные путешествия, где его встретят паруса, роскошные дворцы и походные шатры, блеск сабель и гром пушек.

Следуя за сюжетом, автор неминуемо проводит аналогии с днём сегодняшним. Примеряя на себя костюм очередного героя, пусть на несколько вечеров, мы становимся другими — лучше, чище, отважней и умней. А значит в масштабах всей страны становится больше добрых, честных граждан. И каждый из них будет знать, что он часть великой страны с великой историей. Именно такие люди всегда были оплотом России. Нужны, как никогда, они и сейчас!

Всё это — одна из задач автора, создающего свои романы. Задача, жизненно необходимая для страны и ненавистная её врагам.

— Ваш роман «Воин» посвящен, возможно, самому сложному, канонизированному и в то же время травматичному периоду советской истории — Великой Отечественной войне. Долгое время литература о войне существовала в рамках большого героического эпоса. Сегодня многие авторы стараются деконструировать этот миф, фокусируясь на «окопной правде», частной жизни человека и неоднозначности событий. Ваш роман был отмечен правительственной наградой Дагестана. Какой путь выбрали вы в своем романе? Стремились ли вы показать войну с нового, может быть, неожиданного ракурса, или для вас было важнее работать в рамках сложившейся героической традиции, возможно, очищая ее от позднейших идеологических наслоений?Иесли смотреть шире — как, по-вашему, сегодня писателю следует работать с советским прошлым в целом, чтобы найти баланс между уважением к подвигу предков и честным, без прикрас, разговором о трагедиях и противоречиях той эпохи?

— Как бы не были воспеты события минувшего, для нас всегда важен взгляд современника. Мир меняется и мы с ним — это неизбежно. Задача писателя смести с далёких событий патину времён, пыль и паутину замшелых мнений. Явить читателю историю так, как будто всё свершается здесь и сейчас на его глазах — предельно чётко и правдоподобно. При этом важно не впадать в апологетику или другие крайности.

Не все из нас владеют аналитическим мышлением и необходимым багажом знаний. Литературная форма позволяет автору донести в доходчивой и увлекательной форме то, что мы не имеем права забывать. Каждый читатель, вставший на сторону романного героя, разделивший его чаяния и устремления, это уже солдат той Империи Духа, которой славна и сильна Россия. Он духовный собрат тех, кто с мечом и автоматом, в дымах и огне насмерть стоял на пути врагов. А это значит, что в трудный час страна всегда сможет опереться на своих новых героев, вместе с ними созидать будущее и идти к новым свершения и победам!